Скульптор Григорий Потоцкий представил выставку в Петербурге
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»
В Доме ученых им. Максима Горького на Дворцовой набережной, 26, открылась выставка работ художника Григория Потоцкого под названием «Потоцкий & ЛЮБОВЬ». Автор скульптурных портретов Пьера Ришара, Пауло Коэльо, Шарля Азнавура в разговоре с «Петербургским дневником» рассказал, из-за чего не стал торговаться с Жераром Депардье и почему для России сегодня лучшее время.
Главное – не хвататься за топор
«Самое лучшее, что сделали большевики, – перенесли столицу из Петербурга в Москву. Новая власть, как правило, всегда ведет себя по-другому и уничтожает прошлое. Города на Неве, который лишился статуса столицы, эти разрушения не коснулись, – отмечает член Союза художников России, скульптор и художник Григорий Потоцкий. – Аристократизм, духовность Петербургу удалось сохранить вплоть до сегодняшнего дня благодаря зданиям, памятникам и, конечно, людям. Поэтому провести в этом городе выставку для меня огромная честь».
Художник работает в линеарном стиле – когда линии приобретают самостоятельный характер и становятся орнаментом. Он провел больше 160 выставок по всему миру, показывая на каждой следующей экспозиции 90 процентов новых работ. «Такой вид скульптуры ни на что не похож: это танец кривых, цветных линий по белому холсту. Никто так больше не пишет», – уверен художник.
Центральная работа, которая представлена на выставке в Доме ученых им. Максима Горького , – «Достоевский. Распятие на топоре». Это бронзовая скульптура, созданная художником в этом году. «Я долго думал о том, что писал Федор Достоевский, пытался понять, что есть Достоевский? Возьмем его роман «Униженные и оскорбленные». Каждый, кто читает его, болеет за «маленького человека» и возмущен несправедливостью его жизни. Прочитав роман, в нас начинает «вспыхивать» все человеческое, мы хотим возмездия по отношению к тому злу, которое происходит, мы хватаемся за топор…» – размышляет скульптор.
Продолжение противостояния добра со злом продолжается в следующем романе писателя «Преступление и наказание». «После его совершения, как известно, приходит наказание, а это ведет к распятию. А для чего нужно распятие…? Чтобы человек не мог схватиться за топор», – говорит Григорий Потоцкий. – Но главная идея христианства как раз в том, чтобы человек не хватался за топор, а оставался добрым. В моей работе «Достоевский. Распятие на топоре» сквозь писателя проходит крест, копье внизу скульптуры пронзает его сердце – все это иероглифы, отсылка к современному цифровому миру, когда достаточно только знака, а все остальное при виде скульптуры зритель додумает сам».
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»
Стонущий Высоцкий и женщины
Недалеко от Достоевского расположился писатель Михаил Булгаков. «Две свечи образуют лист, из которого буквально «вырастает» лицо Булгакова. Причем у скульптуры есть лицевая и оборотная сторона, потому что в произведениях известного писателя также прослеживается две стороны», – рассказывает художник, обращая внимание корреспондента на произведение искусства.
«Уставшая балерина». Момент усталости, красоты, былой славы попытался запечатлеть скульптор, создавая эту работу. По словам собеседника «Петербургского дневника», мы никогда не узнаем, что чувствует балерина, когда ей в пуанты подсыпают стекло…
«Никто в Советском Союзе не мог поехать во Францию, а у Владимира Высоцкого такая возможность была. Я изобразил гитару поэта, в ней можно разглядеть образ Эйфелевой башни. На гитаре натянуты струны, одна из них лопнула. Глядя на нее можно увидеть профиль Высоцкого, кричащий и стонущий…» – рассказывает Григорий Потоцкий.
При этом стены исторических помещений Дома ученых им. Максима Горького также украшают произведения искусства, созданные Григорием Потоцким. «Я привез порядка 31 картины, каждую из которых написал с натуры. Моя задача – попробовать «встать» над ментальностью восприятия мужчины и женщины, без всех тех всевозможных стереотипов, которые искажают
представление о женщине. Женщина – личность, божество, некое священное начало, смысл и гармония вселенной. Они приходят ко мне и позируют, тем самым разрешают себе быть собой, наполняются уверенностью в себе, открывают новые грани», – отмечает художник.
«Парижане устали от искусства»
Сегодня более 150 работ скульптора установлены в 50 странах мира. Это памятники и портреты всемирно известных режиссеров, актеров, музыкантов. Среди них актеры Жерар Депардье, Пьер Ришар, Габриэль Гарсиа Маркес, Лев Дуров, Николай Караченцов.
«У меня была выставка в Париже, примерно в 2005 году, зашел Жерар Депардье, увидел мои работы, захотел приобрести. Причем он тогда начал торговаться со мной, а я ему говорю: «Депардье, чего торговаться? Я могу просто подарить». Мы рассмеялись, так и начали общаться. Потом я решил лепить его портрет, а он мне помогал. Потом он узнал, что я делаю скульптурный портрет Эдит Пиаф. Он взялся установить его в Париже. Но мэр города ему тогда сказал: «Парижане устали от искусства». Помню, меня эта фраза поразила…» – вспоминает скульптор.
Художник трудился над скульптурным портретом французского композитора Шарля Азнавура. Как оказалось, о скульпторе Азнавуру рассказали во Франции, а позже, когда композитор приехал с гастролями в Москву, он уже лично познакомился с Потоцким.
«Однажды я сидел, работал у себя в мастерской в Москве, и ко мне заходит Шарль Азнавур вместе с французской телевизионной компанией. Они снимали момент, когда я лепил его портрет, – рассказывает художник. – Еще Пауло Коэльо как-то приезжал в Москву на презентацию своей книги. Мои друзья приходили на встречу с ним, рассказали ему обо мне. Через некоторое время Коэльо пришел ко мне в мастерскую, и мы начали общаться. Кстати, девятого марта прошлого года мой памятник, посвященный этому писателю, установили в Лиссабоне».
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»
Самое лучшее время
«Почему я леплю великих людей? Потому что время великих людей постепенно проходит. Кого в в современном мире можно назвать совестью нации? В мое время с большим уважением относились к Юрию Никулину, казалось бы циркач, клоун…Но он помогал тысячам людей, заступался за них», – отмечает художник.
По мнению собеседника «Петербургского дневника», лучшего времени, чем сейчас, в истории России никогда не было. «Я родился в ГУЛАГе. У меня не было ни одного шанса выжить. Я десять лет не ходил. Не мог получить нормального образования. Я был изгоем. В 35 лет мечтал вылепить и отлить хотя бы один портрет в бронзе, отдать в музей и умереть, – вспоминает Григорий Потоцкий. – Я помню Москву, когда о благоустройстве и речи не шло. Все вокруг разрушено, и это касалось не только столицы. Складывалось ощущение, что ничего и никогда в порядок не приведут. Сегодня по городам можно гулять, любоваться зданиями и улицами. Пусть говорят что угодно, но лучшего времени для нашей страны никогда не было».
Есть мнение:
Куратор выставки «Потоцкий & ЛЮБОВЬ» Анна Воронкова считает, что мир искусства Григория Потоцкого – это место становления, в котором могут возникнуть новые формы поведения, уникальные мысли и чувства.
«Здесь зритель встречается наедине с художественным произведением. Он является активным создателем, который не просто потребляет фактическую внешнюю реальность, а видит себя через соотношение своего понимания, своего прошлого опыта и предмета искусства, – говорит куратор экспозиции. – Между «идеально черными вечностями» неизменным остается свет искусства – музыкальность цветов Гогена, литературная символика Родена, обобщенность форм Модильяни, истинность натуры Бурделя и теперь уже смелость ассоциаций Потоцкого».
Выставка будет работать до 6 сентября, вход на экспозицию свободный.